Положение

о Всероссийском конкурсе юношеских проектов

«Путь к Ноосфере»


1. Общие положения.
Всероссийский конкурс юношеских проектов «Путь к Ноосфере» (далее - Конкурс) является конкурсом учебных проектов учащихся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования.
Цель Конкурса - интеллектуальное и личностное развитие юношества из России и других стран, инициация их осведомленности и активности в области проблем устойчивого развития, сохранения культурно-исторического наследия; предложений по обустройству среды жизни человека.
Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения - учения о ноосфере - сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. Основные положения учения В.И. Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.
Задачи Конкурса:
- обеспечение доступности, качества и эффективности образования детей на основе развития продуктивных образовательных технологий; повышение мотивации учащихся к познавательной деятельности;
- развитие творческого интереса школьников в области фундаментальных наук, наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия школьников в проектах в областях науки, являвшихся сферой научных интересов В. И. Вернадского;
- выявление и поддержка талантливых учащихся в сфере интеллектуальной деятельности, мотивированных на продолжение образования в сфере наук и технологий;
- вовлечение молодежи, научного и педагогического сообщества в решение задач Десятилетия науки и технологий;
- знакомство школьников с современными известными российскими учеными; достижениями фундаментальной и прикладной науки, развитие чувства гордости за достижения отечественных научных школ;
- повышение интереса к творческому образованию и интеллектуальной деятельности в среде молодежи, в профессиональных сообществах, в обществе в целом;
- развитие образовательных программ и методик, основанных на проектной деятельности учащихся; содействие их широкому распространению в образовательной системе; преемственности образовательных программ общего среднего, дополнительного, высшего профессионального образования;
- развитие межрегиональной сетевой проектно-исследовательской школы, основанной на применении проектной деятельности учащихся в общем образовании, вовлечении их в проблематику современного этапа развития цивилизации.
Предметом рассмотрения на Конкурсе являются проектные работы обучающихся. В процессе выполнения проекта учащийся знакомится с историей и современным состоянием области своих интересов, обосновывает образ планируемого результата и его значимость, овладевает методикой деятельности, создает прототип или макет устройства, достигает социального эффекта, предлагает путь решения актуальных проблем, проводит анализ, обобщение полученного результата, формализует результаты проекта. К рассмотрению не принимаются бизнес-планы.

2. Руководство Конкурсом.
Учредителем Конкурса является:
Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов "Исследователь".
Партнерами Конкурса являются:
Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского;
Комиссия РАН по разработке научного наследия выдающихся ученых;
ФГБУН Институт геохимии и аналитической химии им. В.И Вернадского РАН;
АНОО Образовательный центр «Школа-лаборатория «Новый взгляд»;
ГБОУ г. Москвы Школа № 1530 «Школа Ломоносова»;
ГБОУ г. Москвы Школа № 1553 им. В.И. Вернадского.
Конкурс проходит при поддержке Российской академии наук.
Научно-методическое руководство конкурсом осуществляет Комиссия РАН по разработке научного наследия выдающихся ученых.
Подготовку и проведение Конкурса осуществляют Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов "Исследователь", Школа № 1553 им. В.И. Вернадского, АНОО Образовательный центр «Школа-лаборатория «Новый взгляд».
Учредитель и организаторы Конкурса могут привлекать соорганизаторов, в том числе из числа:
- федеральных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования;
- региональных образовательных, общественных организаций, коммерческих структур.

3. Организационно-методическое обеспечение Конкурса.
В рамках Конкурса формируется Оргкомитет, Методическая комиссия, Экспертный совет.
Руководит проведением конкурса Оргкомитет, включающий в себя представителей Учредителя и организаторов Конкурса.
Оргкомитет:
- утверждает перечень предметных направлений Конкурса;
- утверждает экспертную систему Конкурса (критерии и регламент экспертизы работ на I и IIтурах Конкурса);
- утверждает состав Экспертного совета с распределением по предметным направлениям Конкурса;
- утверждает методические рекомендации для руководителей проектных работ школьников;
- утверждает методические рекомендации для экспертов на I и II турах Конкурса;
- утверждает программу проведения всех мероприятий Конкурса;
- обеспечивает информационное сопровождение Конкурса на сайте vernadsky.info;
- утверждает итоги II тура Конкурса – Конференции «Путь к Ноосфере»;
- рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении всех мероприятий Конкурса;
- определяет порядок финансирования Конкурса;
- формирует Методическую комиссию и Экспертный совет.
Методическая комиссия формируется из числа учителей, преподавателей университетов, ученых, имеющих длительную практику организации и экспертизы проектов учащихся и научно-методические разработки в этой области. Методическая комиссия:
- определяет предметно-тематическую структуру направлений (секций) Конкурса;
- разрабатывает критерии оценки проектов учащихся, отражает их специфику для учащихся разного возраста;
- разрабатывает регламент проведения экспертизы на Конкурсе;
- разрабатывает и корректирует рекомендации по выполнению проектов учащихся и их подготовке к участию в Конкурсе, по руководству проектами, по рецензированию и экспертизе работ, представляемых на Конкурс;
- обеспечивает методическое единство всех материалов для разных естественнонаучных и гуманитарных направлений Конкурса;
- представляет в Оргкомитет предложения по развитию организационно-методической структуры Конкурса;
- определяет наградную структуру Конкурса – соотношение победителей, призеров, номинантов Конкурса.
Для организации экспертизы работ обучающихся, экспертизы качества проведения региональных туров Оргкомитет формирует Экспертный совет. В рамках Экспертного совета создаются экспертные комиссии по предметным направлениям (секциям). Состав экспертных комиссий формируется из числа научных сотрудников, учителей, преподавателей университетов, мотивированных к работе со школьниками в своей предметной области.
Экспертный совет:
- формирует состав руководителей направлений (секций) Конкурса;
- формирует экспертные комиссии по предметным направлениям (секциям) Конкурса;
- организует оценку поступивших на I тур Конкурса работ в соответствии с экспертным листом;
- проводит отбор работ для приглашения на II тур Конкурса – Конференцию «Путь к Ноосфере»;
- организует очную экспертизу на II туре Конкурса;
- подводит итоги Конкурса, определяет победителей (лауреатов), призеров, номинантов Конкурса;
- дает рекомендации по совершенствованию организационно-методической структуры Конкурса;
- рассматривает заявления и претензии участников Конкурса в 5-дневный срок.

4. Порядок проведения Конкурса.
Конкурс проводится в 2 тура.
I тур. Заочный конкурс. Прием работ с 20 сентября по 10 октября через личный кабинет на сайте vernadsky.info. Оценка представленных в Оргкомитет работ. Итого Iтура подводятся до 20 октября. Участие в I Туре бесплатное.
II тур (заключительный) – очно-дистанционный, проходит 7-9 ноября в Москве. Участие по результатам I тура.
Программа заключительного предусматривает очную и дистанционную экспертизу проектов в стендовой и устной форме, методическую работу с научными руководителями, лекции ведущих ученых, знакомство с научными музеями Москвы, коммуникационную программу "Взаимодействие" и др.

5. Требования к участникам.
В Конкурсе могут принять участие индивидуальные авторы, а также авторские коллективы (не более трех авторов). При представлении проекта двумя или тремя авторами необходимо отразить вклад каждого из них на этапах сбора, обработки и интерпретации материала. Проекты могут быть представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями, а также авторами лично.
Участники должны обучаться на момент проведения Конференции в общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования. В рамках Конкурса выделяются 2 возрастные группы: 5-7 классы, 8-11 классы. В Конкурсе могут принять участие дети и молодежь независимо от гражданства и страны проживания. Проекты могут быть представлены как образовательными организациями, так и авторами от себя лично. Оценка проектов производится без учета возраста участника.

6. Требования к проектам.
Печатный объём отчета по проекту не должен превышать: 10 м/п страниц по естественнонаучному направлению и 15 м/п страниц по гуманитарному направлению (размер шрифта - 14 пт., межстрочный интервал - 1.5). Тексты большего объема отклоняются при технической регистрации. Рекомендуемый (оптимальный) объём: текстовая часть - 5 м/п страниц (что соответствует примерно 10000 знакам); иллюстративные материалы - не более 3-х листов формата А4; краткое описание (аннотация) - ½ страницы на русском языке (не более 1000 знаков). Файлы с основной текстовой частью рекомендуется предоставлять отдельно от иллюстративного материала (таблицы, фотографии, графики, схемы и пр.).
Обязательным элементом работы является список литературы, в котором перечисляются все использованные источники.
Не рассматриваются описания проектов, содержащие некорректные заимствования, а также тексты, написанные с использование нейросетей. Организации и авторы, представившие подобные работы, вносятся в специальный список, в дальнейшем работы от этих организаций и авторов контролируются в ходе регистрации и экспертизы на Конкурсе.
К рассмотрению не принимаются реферативные и описательные работы, а также проекты, представлявшиеся на другие конкурсы и конференции всероссийского уровня без их приведения в соответствие требованиям настоящего Положения.
К рассмотрению на конкурс принимаются работы на русском языке. Гражданами государств зарубежья, в которых русский язык не является государственным или официальным, работы могут быть представлены на английском языке.

7. Предметные направления (секции) Конкурса.
В составе Конкурса выделяются следующие предметные направления (секции), (в зависимости от тематики поданных проектов названия секций может быть скорректировано).
Естественнонаучное направление:
·Экология и улучшение среды обитания;
·Биотехнологии, биомедицина;
·Новые материалы, нанотехнологии;
·Нейротехнологии.
Технологическое направление:
·Компьютерные технологии, большие данные;
·Создание робототехнических средств и беспилотных аппаратов;
·Транспорт, логистические системы;
·Энергетика;
·Умный город, умный дом.
Инфраструктурные проекты.
Гуманитарное направление:
·Популяризация истории и культуры, других гуманитарных знаний;
·Писательское мастерство;
·Стратегии развития стран, городов;
·Ценности и структуры мирового порядка.
·Лингвистика, языкознание;
·Психология, человековедение.
При подаче проектов на Конкурс авторы самостоятельно определяют предметное направление (секцию), на которую они подают проект. При несовпадении тематики педметному направлению, по решению Экспертного совета проект может быть переведен на другое предметное направление (секцию).

8. Порядок подачи работ на Конкурс.
Для участия в Конкурсе необходимо представить свой проект через официальный сайт Конкурса - www.vernadsky.info. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте, а затем в Личном кабинете участника заполнить форму и подать работу (и если необходимо, приложения к работе) до 15 октября.

9. Подведение итогов и награждение.
Оценка проекта в 1 (заочном) туре Конкурса проводится на основе следующих критериев:
- общая структура проекта (обоснование темы с целью и задачами, литературный обзор, методы выполнения проекта, описание хода работы, результаты, выводы и заключение);
- наличие и качество продукта (результата), полученного в ходе реализации проекта;
- полнота изложения всех разделов проекта, четкость и наглядность представления, иллюстрирования.
Итоги I тура подводятся на основе оценок (экспертных листов), членов комиссий по предметным направлениям (секциям) Конкурса.
Авторы проектов, получивших положительную оценку, а также их руководители, приглашаются на II тур Конкурса.
Оценка презентации автором своего проекта во II туре Конкурса проводится на основе следующих критериев:
- уровень компетентности в области представленного проекта. Понимание места проекта в системе знаний по данному вопросу. Наличие ссылок на источники;
- уровень методической компетентности. Понимание и умение объяснить сущность применяемых методов;
- оптимальность использованных ресурсов и технических решений;
- наличие и качество продукта (результата), полученного в ходе реализации проекта;
- логика изложения материала, взаимное соответствие темы, цели и задач, методов, результатов и выводов.
Победители и призеры II тура Конкурса награждаются, соответственно, дипломами Лауреата и I степени. Проект Лауреата должен быть выполнен методически грамотно, соответствовать всем требованиям Конкурса и содержать выраженный авторский подход к реализации проекта. Проект дипломанта Iстепени должен быть выполнен методически грамотно, соответствовать всем требованиям Конкурса и содержать исчерпывающее описание проекта и интерпретацию его результатов.

10. Финансирование.
Финансирование и материально-техническое обеспечение проведения Конкурса осуществляется Учредителем и организаторами конкурса на долевой основе.
Привлечение средств для проведения региональных туров осуществляют региональные Оргкомитеты Конкурса.
Made on
Tilda