9 НОЯБРЯ
Рабочая программа
Университетская гимназия МГУ. Съезд наставников исследовательской и проектной деятельности учащихся.
9.00. Регистрация участников Съезда. Стендовая сессия участников Съезда по презентации региональных практик организации исследовательской и проектной деятельности школьников «Новые решения в организации и проектной деятельности школьников» (в течение всего дня).

11.00. Пленарное заседание Съезда наставников исследовательской и проектной деятельности учащихся. Докладчиками являются ведущие университетские ученые, педагоги, методологи проектной и исследовательской деятельности с молодежью.

Цель – ознакомить участников (учителя, педагоги дополнительного образования, представители администраций школ, наставники) с пилотными направлениями развития науки и технологий, на которые нужно ориентировать молодежь, возможными темами проектной работы школьников в этих направлениях, современными методологическими подходами к организации исследовательской и проектной деятельности в школе, нормативной базой в этой области.

Присоединиться к пленарному заседанию.
Докладчики
  • Соколов Игорь Анатольевич
    Академик РАН, декан факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ
    Математические аспекты технологий искусственного интеллекта: к чему готовиться современному школьнику?
  • Калмыков Степан Николаевич
    Академик РАН, вице-президент РАН, декан химического факультета МГУ
    Исследовательская и проектная деятельность школьников – эффективное средство формирования ученого XXI века».
  • Громыко Юрий Вячеславович
    Доктор психологических наук, Директор Института опережающих исследований имени Шифферса
    Образовательно - проектная и образовательно - исследовательская деятельность как метод инициации проектного сознания.
  • Савенков Александр Ильич
    Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ
    Исследовательское и проектное обучение как инструмент развития когнитивных и метакогнитивных способностей детей младшего возраста
  • Федосеев Алексей Игоревич
    Президент Ассоциации технологических кружков
    Формирование субъектности подростков в проектной деятельности.
  • Обухов Алексей Сергеевич
    Кандидат психологических наук, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ
    От исследовательской активности к исследовательской деятельности: вовлечение детей в научное познание мира вокруг.
  • Леонтович Александр Владимирович
    Кандидат психологических наук, директор Университетской гимназии МГУ, председатель МОД «Исследователь»
    Проектная деятельность как средство создания детско-взрослой образовательной общности.
14.00. Обед
Экскурсии на факультеты МГУ
  • Химический факультет
    "Неразрывная связь науки и образования на химическом факультете МГУ"

    сбор в 15.00 в атриуме Университетской гимназии МГУ
  • Физический факультет
    "Проектная, научная и академическая деятельность Физического факультета МГУ"


    сбор в 15.00 в атриуме Университетской гимназии МГУ
  • Факультет Глобальных процессов
    Экскурсия и лекция доцента Алексея Игоревича Андреева "Преодолевая пределы роста: прогнозирование и моделирование мировой динамики"

    сбор в 15.00 в атриуме Университетской гимназии МГУ
  • Факультет Вычислительной математики и кибернетики
    Экскурсия

    сбор в 15.00 в атриуме Университетской гимназии МГУ
  • Факультет Почвоведения
    "Здоровье почв - почему это важно для человека и для биосферы в целом?"

    сбор в 15.00 в атриуме Университетской гимназии МГУ
  • Исторический факультет
    "Развитие предметного интереса и профориентация в рамках проектной деятельности и олимпиад по истории"; в программе также посещение музеев кафедр этнологии и археологии

    сбор в 15.00 в атриуме Университетской гимназии МГУ
Проектная сессия
«Методика организации проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательной школе»
Университетская гимназия МГУ
15.00.

В рамках проектной сессии пройдет обсуждение ключевых подходов к развитию проектной и исследовательской деятельности в школе. Наставники, педагоги и методисты представят лучшие практики и обсудят проблемы их внедрения.

По результатам проектной сессии планируется издание сборника материалов. Просим участников заполнить форму обратной связи, чтобы включить в сборник наиболее значимые материалы.

Присоединиться к проектной сессии
  • Андрюшков Андрей Александрович
    Директор центра Национальной технологической олимпиады НИУ ВШЭ, научный руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ
    Ведущий
  • Рабинович Павел Давидович
    Российская академия народного хозяйства и государственной службы, директор центра проектного и цифрового развития образования ИОН, Заместитель директора Школы антропологии будущего
    «Понимай, Действуй, Знай: организация и сопровождение проектной деятельности в детско-взрослых сообществах»
  • Громыко Нина Вячеславовна
    Институт опережающих исследований им. Шифферса
    «Технология образовательного проектирования: прорывная практика и проблемы ее трансляции»
  • Морозова Екатерина Владимировна
    Директор Открытого университета Сколково
    «Позиция наставника в проектной команде. Опыт Академии наставников»
  • Бабина Анна Константиновна
    Фонд развития Физтех-школ
    "Проектная конференция "Старт в инновации" - точка входа в сообщество будущих технологических лидеров"
  • Клепикова Елена
    Ассоциация участников технологических кружков
    «Позиция наставника в проектной команде. Опыт Академии наставников»
  • Чикуров Александр Владимирович
    Ассоциация участников технологических кружков
    «Развивающая среда выездных проектных школ»
  • Чернилевская Ольга Николаевна
    МАУ ДПО "Учебно-методический центр" г. о. Наро-Фоминск, директор, кандидат педагогических наук, доцент
    «Качественное сопровождение школьных проектов в рамках учебной нагрузки учителя-предметника»
19.00. Большая досуговая, Университетская гимназия МГУ
Киноклуб – демонстрация фильмов по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Аннотации к фильмам
Зеленая школа
Наша команда занимается очень интересным и нужным делом – разрабатывает проект сада на территории Университетской гимназии. Этот сад должен быть частью университетской среды, выполнять эстетические задачи, стать местом для группового и индивидуального отдыха, уникальной особенностью нашей гимназии. В саду можно проводить эксперименты и исследования, занятия, клубные мероприятия, встречать гостей.

В связи с многозадачностью, широтой и глубиной темы к работе могут быть привлечены учащиеся любых профилей при условии их интереса к теме проекта, чтобы заниматься: разработкой концепции, подбором растений, 3D моделированием, созданием ландшафтных композиций и уходом за садом.
Мобильный робот для раздельного сбора мусора: разработка и моделирование
В современном мире защите окружающей среды и заботе об экологии выделяется далеко не последнее место, и не напрасно: с каждым годом количество потребляемых человечеством ресурсов растёт, растёт и количество производимых отходов. Более того, часто можно увидеть такую картину: улицы, парки и скверы покрыты упаковками, стаканчиками и бутылками. Таким образом, существует проблема засорения общественных мест.

Эту проблему можно решать многими способами, например, проведением мероприятий, в рамках которых добровольцы очищают общественные места. Убирать мусор могут не только сами люди, но и создаваемые ими помощники – роботы.

Стоит отметить значительное развитие в области создания промышленных роботов, однако они работают в детерминированных условиях, в отличии от сервисных, к которым относится и наш. Последние должны взаимодействовать с людьми, перемещаться по неровной поверхности, что значительно осложняет их создание как в части программирования, так и конструирования.
Литературный музей «Текст и контекст: прошлое сквозь призму современности»
Данный проект призван расширить представления учащихся о русской литературе XIX – XXI вв., об истоках ее формирования и связях с предшествующей литературной традицией, об истории России, и в первую очередь особенностях общественной и культурной жизни России двадцатого – начала двадцать первого века.

Учащиеся получают и развивают навыки музейной, библиографической и исследовательской работы, работы с цифровыми технологиями в области музейной и просветительской деятельности такими как VR и AR, разработка и наполнение контентом Интернет-ресурсов и приложений, расширяют свой эстетический кругозор, получают возможность реализовать свои способности в области литературного творчества, театрального и изобразительного искусства с целью формирования эмоциональной связи с культурно-историческим наследием, являющимся объектом изучения в рамках проекта. Работа над проектом создает условия для организации мастер-классов, которые в рамках литературной и театральной студий проводят известные писатели и литературоведы, представители театрального искусства. Деятельность Дискуссионного клуба в рамках музея способствует как развитию навыков ораторского мастерства, так и расширению социокультурного кругозора гимназистов. Подготовка научных конференций и выступления с научными докладами развивают профессиональные умения учащихся.
Изучение физиологии и экологии миксомицетов в контексте взаимодействия почвенных микроорганизмов
Проект посвящён изучению грибоподобных организмов класса Myxogasteromycetes (Myxomycetes). Представители данного класса имеют черты, сближающие их и с грибами, и с простейшими, однако относятся к группе Amoebozoa, являясь родственниками амёб.

Определение миксомицетов ведётся по морфологии их зрелых спороношений и микроскопическим характеристикам спор и сопутствующих элементов плодового тела. В первой, экологической, части проекта предполагается сбор спороношений в различных местообитаниях на территории Москвы и Московской области, их определение и анализ субстратных предпочтений различных видов. Также планируется сбор субстратов (листового опада коры и пр.) для постановки экспериментов с влажными камерами (в этих экспериментах субстрат помещается на фильтровальную бумагу в чашки Петри, увлажняется и в течение трёх месяцев наблюдается).

Вторая часть, физиологическая, состоит в работе с плазмодиями и изучением особенности их жизнедеятельности. Культивирование плазмодиев ведётся в чашках Петри, планируются эксперименты с слиянием плазмодиев в один, естественными репеллентами плазмодиев, образуемыми бактериями.

В процессе работы по обоим направлениям предполагается изучение литературы по данным темам - статьи и монографии, посвященные изучаемым областям микологии.
Made on
Tilda