1. Инфраструктура исследовательской и проектной деятельности в России и на международном уровне. Программно-методическая база исследовательской и проектной деятельности. Инновационные технологические решения. Исследовательская и проектная деятельность во ФГОС общего образования. Олимпиадное движение, исследовательская и проектная деятельность. Методика творческих заданий, заданий открытого типа, технологических заданий. Научно-практические конференции, выставки научно-технического творчества школьников: концепции, уровни, критерии экспертизы. Формирование исследовательской инфраструктуры на уровне образовательной организации. Организация проектной и исследовательской деятельности при низкой материальной базе школы. Школьные научные общества.
2. Экосистема исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Система организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательных организациях. Межведомственное и сетевое взаимодействие. Взаимодействие академических институтов и вузов с дополнительным и общим образованием для развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. Школьные проекты как драйверы развития местного сообщества и регионов. Сетевые партнёры в проектной деятельности школьников.
3. Место исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе. Исследование как часть воспитательной работы в учебном заведении. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся разных возрастов. Исследования и проекты в разновозрастных командах. Исследование на уроке и за его пределами. Пространство для исследования в образовательных программах СПО и Школы. Организация волонтерской деятельности школьников и социальные проекты.
4. Исследования и проекты за пределами образовательных организаций. Учебно-исследовательские экспедиции. Образовательные путешествия. Научно-популярный туризм школьников. Гражданская наука и научное волонтерство. Выездные исследовательские и проектные школы. Полевые практики. Курс «Окружающий мир» в окружающем мире. Музейная педагогика. Исследовательская и эколого-просветительская деятельность обучающихся в ООПТ.
5. Путь исследователя и проектировщика: замысел, реализация, рефлексия. Как превратить исследовательскую активность в исследовательскую деятельность? Исследователь – к цели, не распыляясь. Исследовательская логика. Научный метод. Способы построения гипотезы. Презентация работы – краткое, понятное, грамотное и эффективное выступление. Критерии оценки учебного исследования. Целостный опыт исследовательской деятельности. Цикл научного познания. Регулярность работы над проектами. Исследуя перспективу. Портфолио ученика. Новое понимание и проверка научной проблемы (гипотезы) через исследование облака смыслов. Проект и исследовательская деятельность. Как оценивать проектные работы, чтобы они «работали» на развитие социальных компетенций.
6. Методики развития исследовательской и проектной деятельности в образовательных организациях, реализующих программы для детей, проявивших выдающиеся способности (Предуниверсарии, СУНЦы, лицеи и гимназии, сеть региональных отделений «Сириус», «Кванториумы», IT-кубы и др.).
7. Цифровизация и современное пространство исследовательской и проектной деятельности. Цифровизация и познавательную активность детей. Школьное исследование и учебные проекты в цифровой образовательной среде. Цифровые платформы, сервисы и инструменты для реализации и сопровождения исследовательской и проектной деятельности. Медиа-проекты с участием школьников. VR технологии в современном школьном образовании. Технологии дополненной реальности в образовании. Командные разработки компьютерных игр и цифровых сервисов.
8. Исследования в различных предметных областях и междисциплинарные исследования. Особенности организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в гуманитарной и естественно-научной областях: возможность интеграции. Эколого-биологическое направление исследований, проекты по развитию экологической грамотности и юннатское движение. Школьное краеведение и школьные музеи. Научно-техническое творчество детей и молодежи и технологические кружки. IT-сфера: исследования и проекты.
9. Краеведение как локализация практики исследования и проектирования. Исследовательское краеведение и социальное проектирование на уровне основного общего образования. История и перспектива школьного краеведения. Сельское и городское краеведение. Краеведческие музеи и лаборатории в школах и дополнительном образовании. Локализация исследований и проектов на местности: природы, культура, человек. Школьное краеведение и местное сообщество. Краеведение как путь развития патриотизма.
10. Исследовательская и проектная деятельность дошкольников. Развитие исследовательских способностей посредством игр и игровых упражнений у детей дошкольного возраста. Практика реализации исследований и проектов в дошкольном образовании. Особенности исследовательской и проектной деятельности дошкольников. Проблемы организации исследовательской деятельности в детском дошкольном учреждении. Исследование и проектирование в семье.
11. Психология исследовательской и проектной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность как путь развития субъектности и агентности. Познавательная самостоятельность, исследовательская активность, исследовательское ведение, исследовательская деятельность. Интерес, увлечение, вовлечение в исследования и проектирование. Инициатива и ответственность. Мотивация и саморегуляция в исследовательской и проектной деятельности. Планирование, тайм-менеджмент, самоорганизация. Психологические особенности самореализации интеллектуально одаренных школьников. Развитие компетенций XXI века и функциональной грамотности у школьников через реализацию проектной и исследовательской деятельности. Развитие рефлексивных способностей в исследовании и проектировании.
12. Исследовательская и проектная деятельность и профессионализация. Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент личностного и профессионального самоопределения. Индивидуализации обучения посредством проектной и исследовательской деятельности учащихся. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности. Вордскилс и проектная деятельность учащихся.
13. Педагог, наставник, научный руководитель, тьютор: роль и место в учебно-исследовательской и проектной деятельности. Компетенции наставника учебного исследования и проектирования. Мотивация педагогов, руководителей в работе по исследовательской и проектной деятельности с воспитанниками. Формы и методы подготовки учителей как наставника исследовательских и проектных работ на базе учебного заведения. Педагог и научный консультант: цели и формы взаимодействия. Позиция и инструментарий наставника в индивидуальных и командных формах организации исследований и проектов обучающихся.